Развитие карикатуры в Советском союзе

Страница 1

В прошлые, советские, времена бытовала шутка: если вы шутите смешно, это - юмор; если не смешно - это сатира. И с сатирой, и с юмором при советской власти всегда было туго, как, впрочем, и с колбасой, книгами, мебелью, обувью и т.д. То же относится и к карикатуре.

В Советском Союзе свободно цитировались слова американского карикатуриста: "Смех - это щетка, сметающая паутину с сердца". Но "щетка" эта обычно вкладывалась в руки двух-трех западных художников, лояльных социализму, - Херлуфа Бидструпа, Жана Эффеля, да, в общем-то, и все! Всей стране были известны имена советских карикатуристов, и в первую очередь Кукрыниксов и Бориса Ефимова. Они были на самом гребне всех событий: утром в газете - вечером в куплете, сиречь - в карикатуре. Иначе быть не могло: в безграмотной стране карикатуры работали еще сильнее, чем статьи! Неудивительно, что в семидесятые годы внутри стройных рядов цеха советских карикатуристов возникла новая популяция отечественных художников. Их обвиняли в подверженности западному влиянию, "шили" идеологические дела, перекрывали все каналы для посылки работ на международные выставки. Но рисунки "недобитышей" порывались на западные бьеннале. К ним приходили контракты на сотрудничество с западногерманскими, французскими журналами. Они рисовали "в стол", создавая удивительную субкультуру. Ее нельзя было назвать "подвальной культурой", поскольку в середине семидесятых возник неформальный союз. Ребята ездили друг к другу в гости по разным городам, обменивались своими новыми идеями, даже устраивали подпольные выставки. Москве немножко больше повезло. Здесь был горком графиков, который в конце семидесятых разрешил им выставляться. Пять или шесть выставок на Малой Грузинской, прошедшие не только с большим успехом, но и с большими неприятностями, представляли из себя беспрецедентную игру с огнем. Их бесчисленное количество не раз вызывали в КГБ и отделы культуры, прорабатывали . Но они все упорнее продолжали заниматься тем, как изощреннее показать кукиш в кармане, как изощреннее выработать тот самый эзоповский язык, который позволил бы надуть начальство. Почти у всех была одна и та же профессия - художественное редактирование. Михаил Златковский был редактором в журнале "Химия и жизнь", Сергей Тюнин - художественным редактором журнала "Смена", Олег Теслер - главным художником журнала "Смена" . Эта работа кормила.

Уверенность в своей правоте подкреплялась и тем, что с 1977 года карикатуристы новой популяции стали участвовать в международных выставках, и в международных каталогах стали появляться статьи о советской школе карикатуристики. Работы посылались на Запад на международные выставки самым подпольным образом - в чемоданах с двойным дном. Неприятностей было предостаточно. Скрывались под псевдонимами: "Я, например, - вспоминает Михаил Златковский, - в этот период изобрел для себя огромное количество псевдонимов. До сих пор японское коммюнике (сообщество граждан японской национальности, живущих в Соединенных Штатах) разыскивает выдающегося японского художника Ясумото Кумадзо. Он живет в Хабокине - это на другой стороне от Нью-Йорка, через Гудзон. На самом деле мой приятель-американец регулярно посылал мои рисунки со своего адреса (для участия в выставках одного псевдонима было мало - нужно было указывать адрес). Так вот, этот Ясумото Кумадзо обладает несколькими международными премиями, что является совершенно феноменальным достижением для японца, живущего в Штатах! Есть у меня, например, и прекрасный бельгийский псевдоним - Винт ван дер Болт.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Связь карикатуры и искусства создавать медали и ордена
Казалось бы, что общего у искусства создавать ордена и медали с карикатурой? А дело в том, что линия - "обратная сторона медали" в каком-то месте культурного пространства пересекается с линией - "подтекст" карикатуры. ...

Явление Брюллова
Как утверждали древние, искусство вечно. Художник же, не надеясь на вечность, стремиться получить признание у современников. Особенно - у соотечественников. Одним из счастливцев, сумевших добиться прижизненной славы и признания не только ...

Хронология
Календарь на один год – это, конечно, важно, но это еще не все. Есть еще такая вещь, как хронология, счет лет, возникший гораздо позже календаря. Сконцентрированная история, как ее иногда называют. И в самом деле, разве мало говорят вообр ...