Об особенностях композиции современной христианской проповеди

Материалы » Об особенностях композиции современной христианской проповеди

Страница 2

Основную часть текста проповеди в большинстве случаев составляют тезисы и подтверждающие их аргументы. Цели основной части - раскрыть суть обсуждаемой проблемы, убедить аудиторию в истинности утверждаемых положений и добиться их понимания. Доминирующим функционально-смысловым типом речи в основной части является рассуждение (чаще от конкретного к абстрактному). Тем не менее, широко используется описание (часто образное) и повествование (обычно это небольшие вставные рассказы, выполняющие иллюстративную функцию). В заключении суммируется общая картина сказанного, делаются выводы. Именно заключение во многом определяет успех эмоционального воздействия проповеди на слушателей. Поэтому в большинстве случаев проповедь завершают пожелания и призывы: "God help us all avoid the kind of decision that Judas made"; "Let us bless as we are blessed". Обязательна ритуальная концовка: "Amen". Дальнейший анализ показывает, что внутри этой общей структуры можно выделить преобладающие композиционно-смысловые типы. Так, D. J. Schlafer разделяет все проповеди на три группы: image, story, idea, т. е. проповеди, в основе которых лежит образ, проповеди-повествования и проповеди-рассуждения. Такая классификация, однако, скорее отражает тип восприятия, на который ориентирована проповедь, нежели ее структуру.

J. Killinger различает в современной англоязычной гомилетике семь основных типов проповедей:

1. Интерпретирующий (expository). Проповедь интерпретирующего типа представляет собой детальное, развернутое толкование библейского текста - экзегезу. Это древнейший в христианской традиции метод построения проповеди, начало которого богословы видят в проповедях Христа. В настоящее время во многих церквях этот тип проповеди переживает второе рождение, а некоторые проповедники считают его единственно правильным.

2. Аргументирующий (developmental). Это классическая схема, унаследованная еще от античной риторики. В христианской традиции ее родоначальником является апостол Павел. Современные проповедники называют такой тип "three points and a poem" или "three points and a deathbed story". Он был и остается преобладающим у большинства конфессий, поскольку очень удобен для построения высказываний убеждающего типа.

3. Дискурсивный или свободный (discursive/ impressionistic). Этот тип проповеди получил распространение начиная с 1960-х годов, во многом под влиянием телевидения. Такая проповедь производит впечатление не подготовленной заранее речи, благоприятствуя более непосредственному и раскрепощенному общению с аудиторией.

4. Повествующий (narrative). Библия сама большей частью представляет собой повествование. Рассказ проповедника вовлекает слушателей в разворачивающуюся цепь событий, вызывает чувство сопереживания и, таким образом, незаметно подводит к самоанализу, размышлению на религиозные темы и к принятию соответствующих решений. На протяжении веков церковь использовала иллюстративные рассказы, но в 1970-1980-е годы в Америке получили распространение проповеди, целиком представляющие собой повествование.

5. Классифицирующий (classification). Этот тип проповеди структурно близок к аргументирующему.

6. Фасеточный или аспектный (faceting). Данный тип проповеди удобен, когда проповеднику требуется детально рассмотреть какой-либо сложный вопрос. Изложив аудитории основную мысль проповеди, он переходит к конкретному и углубленному анализу ее отдельных аспектов.

7. Экспериментальный (experimental). К этому общему типу относятся многочисленные разновидности, появившиеся в последние десятилетия: проповеди-диалоги, проповеди-притчи, проповеди в стихах, эпистолярные проповеди, музыкальные, показ слайдов и др. Несомненным преимуществом использования экспериментального типа проповеди является живой интерес аудитории вне зависимости от содержания (по крайней мере, вначале).

Мы предлагаем несколько измененный вариант данной классификации, в котором число композиционно-смысловых типов сокращено до четырех: 1). Интерпретирующий; 2). Аргументирующий; 3). Повествующий; 4). Экспериментальный. Проповедь интерпретирующего типа отличается достаточно четкой структурой: 1). Вступление (1 диктема); 2). Представление текста (1-3 диктемы); 3). Интерпретация текста (3-10 диктем); 4). Иллюстрация конкретными примерами (1-3 диктемы); 5). Заключение (1-2 диктемы). Представляется целесообразным расширить рамки аргументирующего типа, включив в него классифицирующий и фасеточный типы, поскольку различия между ними определяются характером логических связей между основными положениями проповеди. Структура же остается неизменной: 1). Вступление (1-2 диктемы); 2). Изложение темы (1-2 диктемы); 3). «Разработка» темы: это, как правило, 3–4 аргумента (пункта) по 1—4 диктемы в каждом; 4). Заключение (1-2 диктемы).

Проповедь повествующего типа представляет собой своеобразный «текст в тексте»: 1). Вступление (1-3 диктемы); 2). Повествование: зачин, основная часть, концовка (5 - 20 диктем); 3). Заключение (1-3 диктемы). Следует отметить, что вступление и (или) заключение в традиционной для этого жанра форме у проповеди повествующего типа часто отсутствуют. Не имея соответствующей установки, человек, читающий текст такой проповеди, иногда может принять ее за произведение художественной литературы или журнальный очерк. Поскольку проповедь любого композиционно-смыслового типа может отличаться как достаточно формальным, так и неформальным стилем изложения, выделение особого дискурсивного типа не представляется необходимым.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Основания скопческой морали
По сознанию собственной исключительности и уровню аскетических требований русскому скопчеству найдется не много параллелей в мировой истории. Это религиозное учение — лишь одно из течений в рамках русского сектантства XVIII — начала XX вв ...

Гладиаторы
Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. У этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику; от них этот обычай перешел ...

Новый пол: мужчины в женских ролях
В последней четверти 20 века исполнение мужчинами женских ролей стало обыденным и даже неотъемлемым элементом социальной и культурной жизни. Естественно, это явление нашло выражение в театральной сфере и шоу-бизнесе: сейчас редко встречаю ...