История искусства Древнего Египта

Материалы » История искусства Древнего Египта

Страница 10

Внутри пирамида Хеопса, если не считать погребальных камер шахт и коридоров, представляет собой монолит сросшихся намертво гигантских глыб известняка. Их целостность, правда, неоднократно нарушалась. Сначала там работали древние грабители, прорубив с северной стороны пирамиды низкий коридор длиной 40 метров, а в последующие времена её таранили и взрывали и слуги халифа, и авантюристы, и учёные. Однако каменная громада стоит прочно, как ни в чём не бывало. Архитектором пирамиды Хеопса считается зодчий Хемиун- племянник фараона. Внутри пирамиды на одной вертикальной оси на разных уровнях находятся три погребальных камеры. Вообще, имея лаконичный и будто бы "спустившийся" к нам с небес на землю внешний облик, великую пирамиду отличает довольно беспорядочной внутренней структурой. На первый взгляд, масса прорубленных в толще известняка объёмов не всегда имеет конструктивную логику. Как и в пирамиде Джосера, во внутренней части пирамиды, мы встречаемся с несколькими погребальными покоями (их, правда, уже не двадцать). Самая первая из камер располагается ниже уровня земли ( на 30 метров ниже основания). Несмотря на отсутствие саркофага, именно она, согласно расчётам архитектора, являлась центром мира и Вселенной: её световой луч сориентирован на альфу созвездия Дракона. Именно там в представлении древних египтян пролегала мировая ось. В самой "компактной" постройке на свете"- пирамиде Хефрена - две погребальных камеры расположены несколько выше, но их изначальная ориентация на центр мира очевидна.До конца она не завершена. Вторая погребальная камера находится точно в самом ядре пирамиды, на высоте 20 метров над основанием. Первая и вторая камеры не были завершены. Незавершённость погребальных камер можно объяснить по- разному. Возможно, две эти камеры предназначались для ближайших родственников фараона, которые там не были погребены. Они пережили фараона. Не случайно вторая камера получила название "усыпальница царицы". Возможно, также, что при долгом строительстве пирамид, фараон хотел "подстраховаться", желая на каждом из этапов строительства иметь готовую гробницу. Третья погребальная камера, находилась на высоте 42,3 метра над основанием. Она была завершена, в ней находился саркофаг с мумией фараона. Длина её составляет 10, 4 метра, ширина- 5,2 метра, а высота- 5,8 метра. Она имеет облицовку отшлифованными гранитными плитами. Массив потолка скрывает располагающиеся за ним пять разгрузочных камер. Самая высокая часть погребальной камеры - двускатная кровля, принимающая на себя силу распора и тяжесть давления огрмных блоков известняка. Общая высота разгрузочных камер равна 17 метрам. Все погребальные камеры имеют коридоры и шахты. Две шахты из средней камеры заканчиваются тупиком. Создаётся впечатление, что одна из них должна была выходить на поверхность южной грани пирамиды, но её не успели достроить. Шахты в царской усыпальнице выходят на поверхность в центре южной и северной стен. Назначение их, как и время строительства, до сих пор вызывает споры. Или они появились в связи с возведением центральной части ансамбля в этом массиве известняка, или позже, в качестве вентиляционных и дополнительных разгрузочных отсеков. Возможно, они имели культовое назначение.

Вход в пирамиду находился с северной стороны на высоте 25 метров. В настоящее время работает другой вход, на 15 метров ниже . Этот вход и следующий за ним сорокаметровый коридор - дело рук древних грабителей. К центральной погребальной камере ведёт так называемая Большая галерея. Она выложена гладко отшлифованными плитами известняка. Вход в погребальную камеру уже, чем гранитный саркофаг (так было и в случае с Джосером и его саркофагом: погребальная камера в пирамиде Джосера совсем небольшая - 3 х 1,7 метра, и для транспортировки мумии фараона после строительства перекрытий пришлось прорубить в толще пирамиды дополнительный наклонный коридор).Таким образом, саркофаги были замурованы в погребальных камерах. Их невозможно было извлечь из "дома ка", но. К сожалению, это не распространялось на мумии. Их, вероятно, без особого труда извлекли из нескольких саркофагов древние грабители, нарушив покой божественных сынов Ра, потерявших свою материальную ипостась. А следовательно, в представлении египтян, лишившихся вечного блаженства. Пирамида Хеопса явилась не только самым грандиозным и величественным проектом, осуществляемым когда- либо в древнем мире (согласно Геродоту, пирамиды Египта стали самым первым чудом света). Она и сопровождающие её не менее дорогие и грандиозные постройки представляла пример целостного и созданного практически в одно и то же время монументального ансамбля. Сохранившиеся и не сохранившиеся постройки были выдержаны в едином стиле и имели общую идеологическую и теологическую концепцию. Внешне лаконичный и лишённый каких бы то ни было дополнительных деталей силуэт пирамиды контрастировал с роскошью заупокойных храмов. Молелен и погребальных камер, испещрённых разноцветными рельефами и до отказа набитых погребальной утварью. Мемориальный ансамбль Хеопса включал в себя, также, нижний м верхний храмы. Они были связаны друг с другом дорогой, выложенной полированными плитами известняка. Сейчас сохранились только развалины верхнего храма, воздвигнутого из ослепительно- белого турского известняка и "пирамиды- спутницы" (малые пирамиды, предназначенные для жён фараона). По сторонам от святилища верхнего храма находились места для священных ладей фараона. Их должно быть четыре (по числу сторон света). Но археологами найдена только одна из них (1954 год). Тридцатишестиметровая ладья из кедра является самым древним кораблём. Пирамида Хеопса и другие постройки ансамбля была обнесена десятиметровой стеной из известняка толщиной 3 метра.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Важная информация:

Джимбаран
Крохотная рыбачья деревушка Jimbaran, всего в нескольких километрах к югу от международного аэропорта, чудесным образом превратилась в уютный мирный маленький курорт. Самый респектабельный из всех респектабельных туристических центров ост ...

Рабселькоровское движение
Рабселькоровское движение — участие в печати рабочих и широких масс трудящихся, свойственное только коммунистической прессе. Принципиальное обоснование Р. д. дано в брошюре т. Ленина «С чего начать», где Ленин выдвигал план организации об ...

К вопросу о жанрово-стилевой квалификации книги А.Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке»
Известно, что конструктивные свойства и стилистические особенности текстов положены в основу жанровой классификации, выявляющей их общие черты. Однако еще М.М. Бахтин подчеркивал, что функциональная разновидность конкретных текстов делает ...