«Культ певца» в советской культуре

Материалы » «Культ певца» в советской культуре

Страница 4

Козловского регулярно присутствовала некая женщина, обратившая на себя внимание комендатуры театра. Эта поклонница подавала сигналы платком прочим участницам клаки, устраивавшим «организованную» овацию любимому тенору.

Увлечение С. Лемешевым и И. Козловским доходило до того, что вся московская публика была разделена на два «лагеря» горячих и верных приверженцев наиболее популярных советских певцов: на «козловитянок» и «лемешисток».

Великие артисты нарушали всю систему работы коллектива, переставая петь спектакли и уклоняясь от репетиций. Когда солистам разрешили петь при подготовке к спектаклю не в полный голос, как говорится «в полноги», а спевки, необходимые для отработки и создания музыкального образа, превратились в механическое отбивание такта и проверку партий – «искусство погибло».

Дирижер А.Пазовский (годы работы в театре 1923 – 1928; главный дирижер в 1943 – 1948 гг.) считал, что «напевание – это бескровная имитация профессионального пения, бледный силуэт вокально-звучащего образа». Он утверждал, что такая манера исполнения «пригодна для интимного домашнего музицирования дилетантов», но не приемлема для солистов. В своей книге А. Пазовский анализирует неприемлемое поведение артиста на репетиции. Певец считал себя вправе предупредить, что сегодня он «не в голосе», так как через два дня у него ответственный спектакль и голос требует «особого режима». Солист начинал вполголоса пропевать свою «партию», обещая, что на генеральной репетиции он «себя покажет». Репетиция «комкалась», партнеры «премьера» начинали нервничать и раздражаться», следовательно о творчестве было «нечего и думать».

Главным аспектом в творческой жизни «избранных» певцов являлись взаимоотношения между артистами и музыкальным руководителем спектакля – дирижером. Косвенную вину за создавшуюся ситуации К.Кондрашин возлагает на С. А. Самосуда.

Подведем итог всему вышесказанному: «даже после одной удачной роли, когда человек удостаивался Сталинской премии, был замечен и обласкан покровительством – с ним уже нельзя было работать» Артисты стали видеть себя «на большей высоте, чем музыка», и считать, что они приносят счастье публике самим только участием в спектакле.

«Культ певца», возникший в советском оперном театре в 30 –е годы, существует и в наши дни. Яркий пример тому выступления заслуженного артиста России, солиста Большого театра Николая Баскова. Принимая участие почти во всех праздничных концертах, в театре он исполнил только партии Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского и Моцарта в опере «Моцарт и Сальери» Н. Римского – Корсакова.

Таким образом, при существовании «культа певца» раскрывается отрицательная сторона жизни театра, прежде всего исключается творческое начало в работе коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 

Важная информация:

Формирование социалистического реализма
В то время как буржуазно-дворянские писатели в империалистическую эпоху формировали антиреалистическую литературу, а мелкобуржуазная литература претерпевала процесс натуралистического вырождения реализма, писатели, отразившие идеологию пр ...

Искусство Закавказья
Сложение культуры племен и пародов Закавказья, живших в горных районах и долинах рек Риона, Куры и Аракса к югу от Большого Кавказского хребта, относится к древнейшим временам 3 тысячелетия до н.э. Археологические исследования, особенно ш ...

Замки Кипра
В настоящий период на Кипре сохранилось 12 замков, 5 из которых расположены на греческой территории острова. История этих замков связана с почти шестисотлетним периодом в истории острова. В 965 году, византийский император Фока освобожда ...