Воинская слава России

Материалы » Воинская слава России

Страница 2

Герои и полководцы, сочетавшие воинскую доблесть и православную веру, входят в ряд святых подвижников Русской Православной Церкви. Это святые князья-защитники земли русской Довмонт Псковский, Александр Невский, Димитрий Донской. Глубоким благочестием отличался великий русский полководец А.В. Суворов, погребенный в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В 2001 г. к лику святых был причислен флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков, герой войны за освобождение Греции от турецкого ига.

Военная и духовная история Россия неразделимы. Естественно, что в минуту опасности человек обращается к Богу, Божией Матери, святым. История России знает множество случаев чудесного избавления по молитвам. Почитание многих списков икон Богоматери началось именно с момента Ее помощи во время нападения врагов. Неоднократно являла свое заступничество Владимирская икона Божией Матери. Чествование ее совершается несколько раз в год: 21 мая (13 июня) — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.); 23 июня (6 июля) — от нашествия хана Ахмата в 1480 г.); 26 августа (8 сентября) — от нашествия Тамерлана в 1395 г. Донская икона была принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Димитрию Донскому. Казанская икона Божией Матери сопутствовала ополчению Минина и Пожарского в 1912 г., Смоленская — М.И. Кутузову. Казанская икона была и в личном обиходе маршала Г.К. Жукова Этот список можно продолжить.

Каменные храмы и монастыри и чисто физически служили надежной защитой от врагов. Известно, что новгородцы, шедшие в бой "за Святую Софию, за дом Пресвятой Богородицы" при нападении врагов могли укрыться за ее каменными стенами. Неоднократно набеги врагов выдерживал Псково-Печерский монастырь, окруженный мощными крепостными стенами. Монастыри-крепости — Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Андроников и Новодевичий — полукольцом окружали Москву, защищая ее с юга, откуда чаще всего городу грозило нападение врагов. В войну 1612 г. длительную осаду выдержала Троице-Сергиева Лавра. Тогда же осаде подверглись и другие монастыри, в частности — Иосифо-Волоцкий.

Характерная особенность христианского отношения к воинской доблести может быть выражена словами псалма: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу" (Пс. 113, 9). Увековечивалась память не столько о людях, пусть даже показавших чудеса храбрости на поле сражения, сколько о знаках Божией милости, явленных в даровании победы. Поэтому в Древней Руси фактически единственным способом запечатления памяти о победе было строительство храмов или часовен. Они обычно освящались в честь церковного праздника, в день которого совершилась та или иная решающая битва, или в честь святого, которому особенно усердно молились и чьей помощи приписывали победу. Так, в память о Куликовской битве, которая произошла 8 (21) сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, супруга святого князя Димитрия Донского, святая княгиня Евдокия, построила церковь Рождества Богородицы в Кремле (впоследствии переименованную в церковь Воскрешения Лазаря). В честь того же события была построена церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. В ней до сих пор находятся могилы иноков-воинов прпп. Александра (Пересвета) и Родиона (Осляби), участвовавших по благословению преподобного игумена Сергия Радонежского в Куликовской битве и павших за Отечество. В память Куликовской битвы установлено поминовение усопших в Димитриевскую родительскую субботу — 40-й день после Куликовской битвы (перед 26 октября — 8 ноября — днем памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского).

Московский Сретенский монастырь был поставлен в честь установления в Москве уже упомянутого праздника Сретения иконы Божией Матери Владимирской 26 августа (8 сентября) 1395 г Поводом к основанию Новодевичьего монастыря с соборной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери (1524 г.) было возвращение России Смоленска из польско-литовской оккупации в 1514 г. В 1555 - 1561 гг. как памятник покорения Казанского и Астраханского ханств (1554 - 1556 гг.) был построен собор Покрова Божией Матери на Рву, более известный как "собор Василия Блаженного". Донской монастырь был основан в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. Казанский собор на Красной площади был построен в 20 - 30 гг. XVI в. князем Дмитрием Пожарским. В нем была помещена главная святыня ополчения Минина и Пожарского — Казанская икона Божией Матери. Этот храм можно рассматривать как памятник войне 1612 г. и национально-патриотическую святыню.

В Петербурге также есть немало храмов, если не прямо, то косвенно являющихся памятниками российской воинской славы. Так, монастырь в честь святого Александра Невского (впоследствии — Александро-Невская лавра) был построен, как считалось, на том самом месте, где в 1240 г. в Невской битве святой князь одержал победу над шведами. Во вновь построенный монастырь из Владимира были перенесены его святые мощи. Благоверный князь Александр Невский считается покровителем Санкт-Петербурга, поэтому в городе есть несколько храмов, построенных в его честь. Памяти его победы над шведами посвящена также церковь святого Александра Невского в Усть-Ижоре (1830-е гг). В ознаменование победы русского флота в Чесменской бухте (1770 г.) в 1777 - 1780 г. построена церковь Рождества Иоанна Предтечи, входящая в комплекс Чесменского дворца. Петербургский Казанский собор, законченный в 1811 г., хотя и не был в собственном смысле памятником победы в Отечественной войне 1812 г., однако судьба его оказалась тесно связанной с этим событием. В августе 1812 г. в соборе состоялся торжественный молебен, после которого М.И. Кутузов отправился в действующую армию, а в 1813 г. полководец был в нем же похоронен. В соборе хранились многочисленные военные трофеи.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Гладиаторы
Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. У этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику; от них этот обычай перешел ...

Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции
Названия культурная (социальная) антропология, «этнография», «этнология» на протяжении всего ХХ века используются в западной литературе для обозначения практически одной и той же области знания. Предпочтение одного из них, как правило, св ...

Виды распевного чтения
Древнерусский литургический речитатив, заимствованный вместе со всем христианским культом, приобрел на Руси музыкальные особенности, связанные с национальным характером музыки и русской речевой интонацией. Несмотря на то, что видов церко ...