Храм

Материалы » Храм

Страница 5

Вытянутые по вертикали формы особенно распространились в XVI в.е. Оставаясь в быту деревянной, способной быстро восстановиться после пожаров, в своих культовых и государственных постройках Московская Русь становится белокаменной. Храмы того времени устремлены ввысь, что является одним из знаков возвышения Руси Рюриковичей. В контексте холмистого, ритмично перемежающегося перелесками, водными потоками и просторами пейзажа центральной России эти памятники не могли не вызывать чувства благоговейного восторга и не рождать в душе и жителей.

Классическим образцом этого направления может служить московская церковь Вознесения в Коломенском (1532). Шатровые формы использованы и в соборе Покрова Богородицы на Рву ("храм Василия Блаженного", 1555 – 1561), в котором чувствуется также знакомство с архитектурой Востока.

Помимо шатровых распространяются близкие к ним столпообразные формы (церкви Иоанна Предтечи в Дьякове, Преображения в с. Остров (вторая половина XVI в.). Наиболее выдающийся пример столпообразного храма — знаменитая кремлевская церковь-колокольня, освященная в честь преподобного Иоанна Лествичника — "Иван Великий" (построенная в 1505 – 1508 гг. и надстроенная в конце XVI в. по приказу Бориса Годунова).

XVII в. — время высшего расцвета самобытной русской архитектуры. Привычные шатровые формы утончаются, церкви этого времени напоминают свечи ("Дивная" церковь в Угличе (1628 г.), московские церкви Покрова в Медведкове (1635 г.), Рождества Богородицы в Путинках (1649 – 1652 гг.). В эту эпоху чрезвычайного разнообразия достигает деревянное зодчество — строятся древние храмы клетского типа, а также шатровые, ярусные, кубоватые. Каменное зодчество копирует причудливые формы деревянных построек. Возникает тип бесстолпного храма, (Казанский собор на Красной площади (1636), и его различные модификации, примером которых может служить церковь Троицы в Никитниках (середина XVII в.). Кокошники, украшающие храмы этого времени, подобно главам, имеют форму пламени, что еще более усиливает "многосветность". Это "воспламененение" уже не только куполов, но и как бы целых храмов можно воспринимать как символ воспламенения России из века в век возрастающим числом подвижников.

Патриарх Никон пытался вернуть в русло греческой традиции не только богослужебный обряд, но и архитектуру, предписывая строить церкви в традиции "освященного пятиглавия". При этом в строительстве Воскресенского собора, в плане копирующего Иерусалимский храм Воскресения, сам он вводит новый для Руси тип ротонды. В связи с ориентацией на греческий образец строительство шатровых церквей было запрещено. Тем не менее уничтожить тенденцию к "устремленности ввысь" не удалось. Шатровые формы сохранились в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

XVII в. — "золотой век" в истории городов Среднего Поволжья, особенно Ярославля. Яркие примеры ярославского зодчества — церкви Илии Пророка (1647 – 1650), Иоанна Златоуста в Коровниках (1649 – 1654), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671 – 1687). В 70-е гг. XVII в. Ростовский митрополит Иона Сысоевич возводит изумительный по красоте ансамбль Ростовского митрополичьего дома, называемого Ростовским кремлем. К этому же времени относится создание целостных ансамблей — Иосифо-Волоцкого, Николо-Вяжищского монастырей. В конце XVII в., уже под влиянием Запада, проникавшим через Польшу и Малороссию, распространяется стиль "нарышкинского барокко", в котором построены ансамбли Донского (1684 – 1689) и Новодевичьего (90-е гг.) монастырей, трапезная Троице Сергиевой Лавры (1668 – 1692), церкви Покрова в Филях (1690 – 1694), Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове (1690 – 1695). Шедевром этого стиля была не дошедшая до нас церковь Успения на Покровке (1696 – 1699). Во время войны 1812 г. Наполеон, вошедший в Москву, настолько был поражен ее красотой, что даже хотел вывезти ее в Париж. После революции она была разрушена. В XVII в. идет активное каменное строительство на Севере — каменные церкви строятся в Соликамске, Сольвычегодске, Каргополе. Новые веяния сочетаются в них с традицией старины. Поскольку многие храмы возводились на средства богатейших купцов Строгановых, стиль построек называют иногда "строгановским барокко".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Население
Население Бали выросло до 3 млн. человек. Большая его часть проживает на южном побережье, а самый крупный город и административный центр острова - это быстро растущий Денпасар с населением более 370 тыс. человек. Деревни в ряде районов ос ...

Круг песнопений. Циклизм
Древнерусская церковная музыка обладала сложной и разветвленной системой музыкальных (певческих) жанров, опиравшейся на византийские традиции. Его характер определялся в первую очередь тем, что профессиональная музыка была вокальной, поэт ...

Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве
В XX веке во всем мире произошло оживление мифологических пластов человеческого сознания, возможное в любом обществе и на разных уровнях общественного развития. Обращение к архаическому мифу стало толчком к появлению откровенной тирании, ...