Киевская Русь — первый этап синтеза культур

Материалы » Киевская Русь — первый этап синтеза культур

Страница 2

Киевская Русь стремительно набирала силу. Многими исследователями отмечалось, что христианство она приняла на взлете своего политического развития. Это определило радостную, торжественную тональность, ощущаемую во всех областях ее культуры. Вот как митрополит Иларион описывает "славный град свой Киев", каким он стал после крещения Руси.

"Узри же и город, величеством сияющий,

Узри церкви цветущие,

Узри христианство растущее.

Узри город, иконами святых

оснащенный и блистающий…

и хвалами, и молитвами, и песнопением

святым оглашаемый…"

Благодаря династическим бракам дочерей Ярослава Мудрого в XI в. Киевский княжеский дом оказался в родстве со многими королевскими домами Европы. Но еще ранее участившиеся контакты со всем культурным миром того времени и соображения политического престижа вызвали необходимость быстрого развития всех областей культуры.

В первую очередь, началось интенсивное строительство в городах, причем довольно быстро был выработан национальный тип храма. Архитектура Киевской Руси еще во многом зависима от византийской. Некоторые памятники — как, например, Киевская София, могут в такой же степени считаться образцами византийского искусства, как и русского. Для быстрого и успешного строительства князья приглашали работать византийских мастеров, в совершенстве владевших техникой каменного зодчества.

Наряду с официальным, княжеским храмоздательством, деревянным и каменным, в городах и селах во множестве начали строиться деревянные церкви. От домонгольского периода таких церквей до нас не дошло, но гипотетически легко восстановить их внешний вид по сохранившимся более поздним постройкам. Именно эти малые деревянные церкви дали первый синтез славянской семейственности и византийской глубокой символики. Древнейший тип русского храма — это обычная изба, разделенная на три части: алтарь, основной объем храма и трапезная. Рядом с храмом часто устраивалось и кладбище. Близость храма и родного дома, единение живущих и умерших — это были те основы, на которых строилась Русская национальная Церковь.

Еще одна область культуры, в которой Киевская Русь быстро достигла зрелости, как уже было сказано, — духовная литература. Это произведения особого рода, пограничного между литературой и историей: летописание и риторические поучительные слова. Прежде всего, конечно, следует назвать "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона и древнейшую часть летописи — "Повесть временных лет". Для этих произведений характерно ощущение исторической значимости происходящих современных событий, осознание места Киевской Руси в ряду прочих государств, причем крещение Руси воспринималось как особое, долгожданное событие мировой истории. Русь ощутила себя избранницей, готовой воспринять и унаследовать все культурное богатство минувших эпох. Еще один важный момент, присущий летописанию — это постоянная нравственная оценка происходящих исторических событий.

Центрами культуры, духовной письменности уже в ранний период становятся монастыри. При монастырях велось летописание, создавались школы. О наличии монастырей свидетельствует уже митрополит Иларион в Слове о законе и благодати. Первые монастыри основывались преимущественно князьями или другими богатыми людьми. Однако вскоре стали появляться и монастыри, основанные монахами, первый из которых — Киево-Печерский монастырь, основанный прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Монастырь стал крупнейшим центром как книжности, так и духовности. Именно в нем была создана "Повесть временных лет", а также жития святых Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского. В монастыре прославились многие подвижники, о которых повествует созданный в стенах обители Киево-Печерский патерик.

Срок жизни, отпущенный государству Киевская Русь был недолог. Уже с середины XII в. начался отток населения на север. Отчасти причиной этого было славянское свободолюбие, стремление к родовой независимости и в то же время обособленности, оказавшееся сильнее имперской идеи Византии. После смерти князя Ярослава Мудрого в 1054 г. единовластия на Руси уже не было. Власть принадлежала всему княжескому роду. Разделение общей территории государства на отдельные мелкие княжества, сложный и таящий внутренние противоречия порядок очередности в наследовании ослабляли Русь и делали ее неспособной противостоять внешним врагам.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Сентиментализм в России
В русской литературе буржуазная сущность европейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся рас ...

Кимоно: история возникновения
Кимоно дословно с японского переводится как «одежда». Первоначально «кимоно» обозначало одежду всех типов, но впоследствии стало обозначать исключительно те «халатики», которые до сих пор носятся многими японскими мужчинами и женщинами, ...

Буколика и дидактика
Мы объединяем эти два жанра ввиду незначительного числа авторов. Феокрит (род. около 300 г. до н.э.) писал «пастушеские», буколические стихотворения. «Ученые» поэмы писал Арат (315 — 240 гг. до н.э.). Во втором же веке до н.э. Никандр ...