Культура Японии

Материалы » Культура Японии

Страница 4

Вступление Японии в этап зрелого феодализма в конце ХII в. и образование феодальной иерархии, с военной властью во главе ознаменовались новыми тенденциями в зодчестве. На протяжении ХIII-ХVI вв. парадный стиль синдэн сменился более простым и интимным стилем сейн, отличительным признаком которого стала большая утилитарность. Здания разбивались на небольшие помещения. В комнатах появились ниши, где помещался живописный свиток, в стены встраивались книжные полки. Пол устилался циновками. Началось строительство загородных резиденций, полудворцов - полухрамов, подобных небольшому трехэтажному Золотому храму (Кинкакудзи, XIV в.), названному так из-за золотого цвета крыши и стен.

Своеобразный вид японского искусства - оформление многообразных по стилю декоративных садов - тесно связан с задачами зодчества ХIV-ХV вв. Он возник под влиянием пантеистического учения буддийской секты Дзэн, отождествлявшего Будду со всем мирозданием.

Буддийская скульптура V-VII вв., привнесенная с континента с миром ее новых образов, предназначалась для храмов.

В 8 в. с укрупнением храмов, расширением их интерьеров, изменился облик буддийской пластики, умножилось количество статуй. Зарождается скульптурный портрет. Поиски острой характерности проявляются в миниатюрной рельефной сцене «Нирвана Будды», включенной в пьедестал пагоды храма Хорюдзи, где изображено оплакивание Будды монахами.

Собственно японская школа живописи Ямато-э складывается лишь в Х1-ХЦ вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям.

Интерес к изображению действия, битв, бытовых сцен и индивидуальных характеров проявляется в ХIII-ХIV вв. в многометровых свитках живописи эмаки. Одновременно развивается портретная живопись. Торжественно и значительно холодное, властное лицо камакурского правителя Минамото Ёритомо на портрете, исполненном Фудзивара Таканобу (хотец ХII- начало ХIII в.).

ХV-ХVII вв. - время интенсивного развития монохромной пейзажной живописи тушью «суйбоку» (на вертикальных и горизонтальных свитках) и сложения разных художественных школ.

С XVII до сер. XIX в. зарождается более демократическая, доступная широким слоям городского люда гравюра на дереве - ксилография. В XVII в. сложилась демократическая школа Укиё-э (то есть искусство повседневного мира), к которой принадлежало большинство крупных мастеров японской гравюры. Основателем японской ксилографии считается Хисикава Морунобу (1618 - 1694), Сюжеты его гравюр, еще монохромных или подцвечены от руки, привлекают живой непосредственностью. Постепенно усложняется техника и образное содержание гравюр. Они становятся лиричней. Для создания поэтического и задушевного эмоционального настроения Судзуки Харунобу (1725-1770) использует уже не только ритм плавных. Струящихся линии, но и общий условный колорит, то серебристый и холодноватый в гравюре «Прохлада», то теплый, золотисто-коричневый в гравюре «Влюбленные играют на одном симисэне». Новшеством в японской гравюре явились женские портреты КитагаваУтаморо (1753 - 1806).

XIX в. был последним, завершающим этапом в развитии японской ксилографии феодального периода. Творчество самого крупного мастера этого времени Капусика Хокусая (1760 - 1894) стоит уже на грани эпохи феодализма и современности. Хокусаи оставил грандиозное количество произведения: поздравительных картинок, гравюр на темы древних легенд и, главное, великолепных пейзажей своей страны.

Взаимодействие прикладного искусства Японии с другими видами искусства было необычайно тесным. Букеты ассоциировались с определенным настроением, временем года, имели символический характер. Широкое распространение получили также изделия из фарфора, плетенные из гибкого бамбука корзины, изделия из металла, лака. Японские мастера тонко учитывали декоративные особенности материала, эффекты, которые он может дать. Черный лак наносился на поверхность дерева, ткани или кожи по нескольку раз, затем расписывался яркими красными пли золотыми красками, отчего изделия сияли как драгоценность.

Традиции японского искусства продолжают жить и в современном искусстве находя новые претворения.

Страницы: 1 2 3 4 

Важная информация:

Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыта
В первом выпуске альманаха Studia culturae мы обращались к проблеме взаимосвязи между стратегиями удовольствия и формируемым культурой телесным опытом, рассматривая с этих позиций интериоризацию цивилизационного императива «наслаждения вк ...

Мозаика
Мозаика - один из древнейших видов изобразительного искусства. Прочность материалов, используемых для ее изготовления, устойчивость к разрушению и старению, позволила дойти до нас образцам, датируемым IVтысячелетием до н.э. Мозаика (фран ...

Изменения в египетской религии
Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не все оставалось неизменным. Общая линия развития состояла, во-первых, в постепенном слиянии местных культов и объединении их ...