Достоевский по-советски

Материалы » Достоевский по-советски

Страница 3

Ряд интересных, самобытных фильмов попросту не получает в ту пору ни должного резонанса, ни поддержки, оставаясь в тени, на периферии процесса. Так, только через тридцать лет и более завоюет славу творчество Александра Ивановича Медведкина (1900–1989), создателя уникального жанра сатирического лубка на экране. Его немые короткометражные сатиры-фарсы "Тит", "Про белого бычка", "Полешко" и другие настолько выделялись из общей продукции оригинальностью выразительных средств, что не были поняты, не сохранились и ныне невосстановимы. Первая же полнометражная немая лента Медведкина, снятая им в 1934 году, "Счастье" ("Стяжатели") произведет сенсацию в советском и западноевропейском "фильмотечном" прокате 1960-х, в дни выхода в свет оставшись, по сути дела, почти незамеченной. Это была русская народная сказка (разумеется, стилизованная) о бедном и ленивом крестьянине-мужике по имени Хмырь, мечтавшем стать царем, объедаться салом и ничего не делать (это и есть счастье!), и его трудолюбивой жене Анне, которая после революции находит истинное счастье в колхозе. Рисованные декорации, забавно трансплантированные в кино из русского графического лубка, изобретательные и всегда подчиненные смыслу трюки, очень смешные сцены странствий по Руси некой худой и злой монашки- паломницы, талантливые аттракционы "мечтаний" и "царских трапез" Хмыря — весь этот завершенный, гротескный мир картины увенчивался режиссерской находкой, предвосхищавшей многие послевоенные искания: задолго до Бертольта Брехта и его теории и практики театральных масок, Александр Медведкин выпустил на экран целый взвод царских солдат с лицами-масками из папье-маше. Посланные для усмирения крестьянского бунта солдаты имели круглые, блестящие и очень глупые рожи с разинутыми ртами, застывшими в вечном крике "Ура!". Как и "Счастье", не оценили в ее время и следующую картину Медведкина "Чудесница" (1936). Оригинальная, чуть угловатая, история доярки-ударницы, смешной маленькой Зинки, приглашенной в Кремль на съезд колхозников, была вытеснена с экрана знаменитым "Членом правительства" с Верой Марецкой в роли героини. Слава классика пришла к Медведкину посмертно.

Остался единственным в своем роде и фильм "Новый Гулливер" режиссера Александра Птушко (1935) — своеобразное осовременивание свифтовского "Путешествия Гулливера", где роль классического путешественника была отдана пионеру Пете, Лилипутия оказывалась военизированным государством и все это воплощалось средствами объемной мультипликации.

"Окраина" Бориса Барнета. Эту непритязательную киноповесть о тихом провинциальном городке, русском "медвежьем угле", куда доносятся вихри и взрывы эпохи — мировая война, революция, — сопоставляли с прозой Чехова. И верно. Здесь торжествовал чеховский принцип: история через живое течение каждодневной жизни самых обыкновенных людей, ничем героическим не отмеченных. Вот сапожник и двое его сыновей-новобранцев, хозяин сапожного заведения и его дочь-подросток, пожилой немец, проживающий в городке, и молодые немцы, пленные начавшейся войны, студент-квартирант и др.

В рецензии на фильм, названной "Привет товарищу Барнету", известный кинокритик и теоретик кино Бела Балаш точно подметил особенности режиссерской манеры в "Окраине": "Вы не даете карикатур на серьезные вещи. Вы показываете их серьезно, поскольку они серьезны на самом деле. Только вы не просеиваете и не очищаете их от тех гротескных и комических деталей, которые могут прилипать и к самым серьезным вещам. Шекспир с успехом перемешивал серьезность с юмором. Все же различие между понятиями оставалось. Они находились рядом. У вас же одна и та же сцена, одни и те же образы и жесты одновременно трагичны и комичны"2. И действительно, в непринужденных зарисовках, полных наблюдательности и юмора, в этой жизни городского бульвара, на чьих скамейках вершатся судьбы, объяснения в любви, прощания, разлуки, Барнет умеет прочесть такие серьезные понятия, как Война, Прозрение, Смерть, Революция. С особенной задушевностью и мягкой усмешкой рисовалась история девчонки Маньки, сыгранной Еленой Кузьминой: пробуждение женщины в "гадком утенке", первые жизненные обиды и зарождающаяся первая любовь к такому же неоперившемуся птенцу, но уже военнопленному, худенькому белобрысому немцу — его играл немецкий актер, проживавший в СССР, Ганс Клеринг (в даль- нейшем, в кино военных лет, исполнитель многих ролей фашистов, эсэсовцев, оккупантов, штурмбанфюреров и гаулейтеров). И наконец, "осязаемо", втягивая зрителя, передана была в фильме "Окраина" атмосфера уютного провинциального мирка: вечерняя улица, темнеет, в дощатом доме зажглось одно окно, другое (что всегда так волнует в самой жизни — что там, в окне?), звучит романс за кадром, откуда-то доносится тоскливый лай собаки, в темноте чей-то хохот и смех . — эту фонограмму жизни, наложенную на трепетное, полное воздуха изображение, режиссер тоже тонко чувствовал. Психологическая проработанность характеров, внимание к индивидуальности человека, "чеховское начало" — все это опережало экран своего времени, принадлежало пока еще далекому будущему советского кино.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Процесс ийтоко-дори
Синтоизм возводит в ранг божества все природные явления и объекты: горы, водопады, камни, бури и тайфуны, божественным считается и культ предков. Подобная вера, известная как разновидность анимизма, существует повсюду в мире. Для японцев ...

Дом-дворец в усадьбе Торосово
Дом-дворец в Торосово, построенный в 1870-е годы, в период эклектики, стилизован в характере «английской готики». На фоне неоштукатуренных стен, сложенных из красного кирпича, контрастно выделяются белые штукатурные тяги, широкие наличник ...

Религия Вавилона
В отличие от великих городов Древнего мира Вавилон, кроме крупнейшего политического центра, представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство, как это видно из хронологии, Вавилон ча ...