У «них» и у «нас». Развитие мифа о вредителе

Материалы » У «них» и у «нас». Развитие мифа о вредителе

Страница 6

В "Крестьянах" Ф. Эрмлера (1935) выписан один из первых портретов врага-интеллигента. В роли последнего — замаскировавшийся колхозный животновод Герасим Платонович, наделенный всеми признаками "художественной натуры": он играет на дудочке, сочиняя красивые мелодии, обожает жену — честную колхозницу Варвару. Для Эрмлера после Герасима, диверсанта и убийцы под личиной лирического героя, прямым был путь к двухсерийному "Великому гражданину" (1937–1939) — одному из самых сложных и страшных фильмов за всю историю советского кино. На очень высоком уровне психологического анализа талантливейший фильм дал абсолютно фальшивую, искаженную историю так называемой ленинградской оппозиции и "дела Кирова", завершившегося убийством "любимца партии" — в образах организаторов убийства Бровского — О. Жакова и Карташова — И. Берсенева узнавались черты Бухарина и Зиновьева.

Кинематографисты не щадили и своего брата интеллигента, особенно с поэтическими наклонностями. Сценарий "Ошибка инженера Кочина" (1939) написан знаменитым после "Зависти" сценаристом Юрием Олешей. Фильм начинается монологом пожилого человека, доверительно рассказывающего кому-то о своих снах. Сны красивы. Человеку снятся сад, цветы, любимая дочь. По замыслу автора камера должна перейти с крупного плана на общий: обнаруживается, что этот лирик — опаснейший резидент, грязный наймит иностранной разведки, его разглагольствования о садах и цветах, типичная речь бывших людей, всех этих Иванов Бабичевых, Кавалеровых (его же, Олеши, героев "Зависти")— сознательная мимикрия врага.

Почти нет ни одного произведения на современную тему (в литературе, в кинематографе, в театре), где не было бы тайного злодея. Вариант комедий Пырьева и Александрова, в которых место этого злодея, антипода положительного героя, занимает какой-нибудь глупый и смешной Кузьма в "Свинарке и пастухе" или жалкий антрепренер Кнейшиц, иностранец, в "Цирке", это самое невинное и щадящее воплощение темы.

Исторический жанр все более и более подчиняется схеме, которую следовало бы назвать концепцией о революции как о венце всей предыдущей истории. Разумеется, из Пантеона героев прошлого выбираются те, кто готовил сбывшееся счастливое настоящее. Всегда найдется тайный лазутчик, перерожденец, оборотень и враг народа — будь то царственный отпрыск Алексей или предатель псковский воевода Твердила, отдавший родной город псам-рыцарям из Тевтонского ордена. Маскарад закономерен: на материале истории вырабатывается новая мифология, "конечность" достигнутого социального мира сменяется бесконечностью классовой борьбы.

Пропагандистско-демагогическая казуистика сталинизма, все эти "антагонистические" и "неантагонистические" классы, "прослойки" и прочее — лишь уточнения для вечной темы вражеской тайной подрывной работы. "Классовый враг" — это понятие в 1930-х годах безгранично расширяется. Враг — оппозиционер, меньшевик, уклонист, космополит, любой инакомыслящий по подозрению — интеллигент.

Смена персонажей-врагов такова:

1. 1917–1923: дореволюционные верхи, белая гвардия.

2. 1923–1932: кулаки, скрытые белогвардейцы, первые резиденты.

3. 1930-е: иностранные специалисты (спецы), работающие по контрактам на советские пятилетки; оппозиционеры и уклонисты, троцкисты, зиновьевцы, агенты западных и восточных разведок.

Особо следует отметить как принципиально важные и еще никак не проанализированные в искусствоведении положения, что советское искусство в целом, и прежде всего киноискусство, открывает тему притаившегося и требующего уничтожения внутреннего врага (он же посланец внешнего окружения) задолго до массовых посадок. Методичной пропагандой, круговой атакой массового сознания и громким воздействием на него подготавливается 1937 год — приходится признать это со всей горечью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Синкретизм
Синкретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития ...

Культура индо-буддийской цивилизации
Религия. В самом названии этой культурной традиции содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, по ...

Ватто у Клода III Одрана
Хранитель Люксембургского дворца заказывает Ватто "Гротески месяцев" для Медона (начаты 1699; эскизы Вена Альбертина) а также декорации замка Ла Мюэтт (Кабинет короля ок. 1708; эти декорации известны по гравюрам воспроизведенным ...