Ватто Жан Антуан

Материалы » Ватто Жан Антуан

Ватто Жан Антуан Watteau Jean Antoine (1684 Валансьенн 1721 Ножан-сюр-Марн) французский художник.

Почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт; царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами; его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф "галантным праздникам"; Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж.-Б. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: "Итальянские комедианты в парке" частное собрание).

Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Рисунки. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.

Художник был и неустанным наблюдателем: женские типажи, разнообразные изящные позы, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто.

Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен: ему отдают должное Гонкуры (1854), Бодлер (1855) и Верлен (1862), а лорд Харфорд покупает его картины, составившие гордость лондонского собрания Уоллес; в 1869 по завещанию Лаказа восемь картин Ватто (в их числе и знаменитый "Жиль") были переданы в Лувр где до этого времени хранились лишь немногие произведения художника (например Паломничество на остров Цитеру ).

Молодость Ватто; работа в мастерской К. Жилло (16991707). В 1699-1702 Ватто работал в Валансьенне в мастерской Ж. А. Жерена а затем в Париже где копировал картины голландских мастеров ("Старуха в очках" Г. Доу) и произведения на религиозные сюжеты, а также познакомился с творчеством фламандцев (Флейгельс Споэд).

За исключением картины "Истинное веселье" (1702-1703 Валансьенн музей), произведения этого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающие произведения Тенирса). В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темы итальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведений нидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикара и Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образ жизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первыми источниками его вдохновения.

Вероятно у Марьетта Ватто познакомился с К. Жилло в мастерской которого работал с 1703 по 1707/08; этот период сыграл решающую роль в становлении художника. Ватто использовал уже существовавшие или новые сюжеты из итальянской комедии особенно популярной после закрытия отеля де Бургонь ("Арлекин повелитель луны" 1708 (?) Нанта Музей изящных искусств это произведение написано Ватто вероятно по эскизам Жилло; "Чтобы сохранить любовь красавицы" ок. 1706 в 1729 Кошен исполнил гравюру с этой картины).

Кроме того художник расширяет свой иконографический репертуар опираясь на школу Жилло в произведениях которого Ватто привлекали не столько суховатые композиции сколько то, с каким вниманием Жилло изображает сцены, заимствованные из народной и театральной жизни. Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одно "Сатира на врачей ("Что я вам сделал, проклятые убийцы?")" (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) является сатирой схожей с "Господином Пурсоньяком"; другое авторство которого лишь приписывается Ватто "Маленькие комедианты" (17061708 Париж музей Карнавале ныне Дублин Нац. гал.) создано под сильным влиянием Жилло. Вероятно с этого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто.

Важная информация:

Извара, господский дом
Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом. Извара - старинное поселение, по-фински означает «больши ...

Влияние исторических традиций на развитие современных европейских университетов
Влияние Оксфорда и Кембриджа прежде всего направлено на то, чтобы вопреки тенденциям современности сделать большинство их студентов консервативными. Эти университеты видят свою роль в том, чтобы конструировать и формировать тип человека, ...

Империя Гуптов
С 320 г. по VI в. на севере Индии правила династия Гуптов. К концу IV в. они объединили под своей властью большую часть Северной Индии. В правление Гуптов переживали расцвет наука, философия, литература. Были записаны древние устные тракт ...